© Leo Sharq, 2012
Простит ли нас наука за эту параллель,
За вольность в толковании теорий, –
И если уж сначала было слово на Земле,
То это, безусловно, – слово «море»!
Владимир Высоцкий, Сначала было Слово
Отсюда вырастает диалектика, ставящая целью показать, что иначе и мыслить нельзя мир, как только в виде органического единства и живой всеохватывающей жизни.
А.Ф.Лосев. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ
По пути нам с Путем Млечным.
Вечный общий наш враг – мрак.
Эль Взоров, Мы солдаты...
Логос мифа, или осознание мифической действительности, есть мифология. Как бы ни относиться к мифологии, всякая критика ее есть всегда только проповедь иной, новой мифологии. Миф есть конкретнейшее и реальнейшее явление сущего, без всяких вычетов и оговорок, — когда оно предстоит как живая действительность.
А.Ф.Лосев, Философия имени
Ум за разум заходит
Думать
За тюрьмою грядет сума
Златоустов тьма
Толстосумов
Дефицит
Жесточайший
Ума
Эль Взоров, Кара и карма
Моё сердце остановилось...
Отдышалось немного...
И снова пошло !!!
Александр Васильев, Моё Сердце
Как следует из названия поста, сегодня я постараюсь найти такие особенности в биологии «рыб» и «человека», которые помогут нам лучше уяснить «содержательные» различия между Эпохами Рыб и Водолея в их «символьном-символическом» выражении.
Задача облегчается тем, что два года назад я уже описывал «Системный образ 8-мира в человеке». Сейчас для нас важно вот это утверждение той давешней статьи: «Сердечно-сосудистая система человека являет собой образ 8-мира». Несколько другими словами то же самое положение можно выразить и иначе: «Сердечно-сосудистая система (ССС) человека символизирует 8-мир,» – или: «8-мир в человеке символизируется ССС».
Теперь обратимся к Рыбам, тому «надклассу водных животных» (см. Википедия), которому обязана своим названием целая астрологическая Эпоха, предшествующая Водолею. И здесь нас, в первую очередь, будет интересовать ССС Рыб. «Картинку» я позаимствовал на сайте Кровеносная система:
А несколько значимых поясняющих слов – из Википедии:
«У рыб один круг кровообращения и двухкамерное сердце. Кровеносная система замкнутая, транспортирует кровь от сердца через жабры и ткани тела. В отличие от сердца других позвоночных, сердце рыб не приспособлено для разделения (даже частичного) обогащенной кислородом крови (артериальной) от необогащённой (венозной). Структурно сердце рыб представляет собой последовательную серию из камер, заполненных венозной кровью: венозный синус, предсердие, желудочек и артериальный конус. Камеры сердца разделены клапанами, которые позволяют крови при сокращении сердца двигаться только в одном направлении (от венозного синуса к артериальному конусу), но не наоборот».
Ключевыми словами приведённой цитаты в данном контексте являются: «У рыб один круг кровообращения». Это означает, что ССС Рыб схематически обозначается окружностью. А символически – соответствует 0-миру. Начиная с первой своей книги, я неоднократно писал о сути символов нуля и бесконечности (о 0-мирах и 8-мирах), поэтому в данный момент «эти подробности» опускаю.
Зафиксировать же «отдельной строкой» здесь и сейчас я считаю необходимым вот что:
Уже только в силу биосимвольных подробностей (символических особенностей, проявленных в строении живых организмов) средний человек Эпохи Рыб был носителем мировоззрения 0-мира, равно как и средний человек Эпохи Водолея становится носителем мировоззрения 8-мира.
О том, что именно этот тезис объясняет актуальность одного из основных призывов и лозунгов Водолея («Рыба! Будь Человеком!») и «узаконивает» «право на жизнь» «солнечного единобожия» в системе любой современной религиозности, я также неоднократно писал и здесь повторяться не буду.
А вот нечто новое относительно «способа и метода» самого «перехода» и некоторых неявных следствий и аналогий, непосредственно связанных с этой «новизной», я постараюсь ещё хотя бы коротенько осветить.
Оттолкнусь я от нескольких положений (в свободном изложении), высказанных Алексеем Фёдоровичем Лосевым:
1) Всякая развитая философская система – это символизм.
2) Диалектика – высшее достижение философии.
3) Лоно диалектики – это мифология.
Обратимся поэтому к мифологии непосредственно. Библейский миф о сотворении мира (см. Бытие) мало что может поведать нам об интересующем нас «переходе». Но уже и на материале этого мифа вполне можно формулировать некоторые основные установки познающего разума, как то:
1) Установку на принципиальную возможность к различению (световая интуиция в познании) между «нечто» и «ничто» – «отделил Бог свет от тьмы».
2) Установку на твёрдое отграничение «рассматриваемого предмета» от всего остального (принцип ограничения-оформления в познавательном процессе, принцип различения «внешнего», «внутреннего» и «границы» между ними, соответствует диалектической триаде «бытие – небытие – становление») – «создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью», «назвал Бог твердь небом».
3) Установку на детилизацию-дифференциацию «внутреннего» («становление подробностей во внутреннем мире») – «сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша», «назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями».
К «подробностям» сотворения рыб можно отнести указание на то, что, по слову Бога, «душу живую» их произвела вода. Из «подробностей» сотворения человека я отмечу следующее: а) человек сотворён «по образу Божию», б) создан человек из «праха земного», в) прежде, чем человек стал «душею живою», Сам Господь Бог «вдунул в лице его дыхание жизни».
Детали (прообраз самой методологии) «перехода» от 0-мира к 8-миру я нахожу не в иудейском, а в пифагорейском мифе («Священное слово»). В подтверждение этого я привожу небольшую цитату из «Античного космоса и современной науки» А.Ф.Лосева [цит. по Лосев А. Ф., Бытие – имя – космос/Сост. и ред. А. А. Тахо-Годи. – М.: Мысль, 1993. – 958 с., сс. 80-81]:
«Интересен, наконец, и заключительный аккорд — об отождествлении Зевса с Первобожеством, после чего Зевс является всем во всем. Желая спастись от Титанов, Зевс спрашивает совета у Ночи (пер. Новицкого):
О Мать, высочайшая из богинь, священная Ночь! Как, скажи мне,
Как сделать постоянным владычество над богами?
Как все должно статься для меня единым и однако ж каждое остаться особым?
На это Ночь:
Кругом охвати вселенную бесконечным Эфиром и прими внутри себя
Небо, а в нем — могучую землю вместе с морем
И всеми чудесами, украшающими небо.
Так на всю вселенную положишь неразрывную связь,
И из Эфира готова золотая цепь.
Почему Зевс обращается к Ночи? — Потому, что Ночь, тьма, меон, есть единственное начало, ослабляющее силу Света и, следовательно, самого Зевса. А почему Ночь советует ему охватить вселенную Эфиром? — Потому, что только Нус, Интеллект (Эфир), сможет удержать вселенную от распадения в результате господства меона. Прекрасно рисуется в «Священном слове» водворившееся единство. Как блестящий образец мистической и мифологической конструкции того опыта, осознанием которого явился позднейший пифагореизм, т. е. неоплатонизм, я приведу следующие два отрывка из «Священного слова» в переводе (как и предыдущие отрывки) Новицкого (стр. 160—162).
Первый отрывок:
Как скоро проглотил он силу Фанеса перворожденного
И строение мира вместил в своем пространном лоне,
Смешалась с его членами сила и крепость божества,
Так очутилась теперь внутри Зевса, со всею вселенною,
Расширенного эфира и неба блестящая высота,
Широты неизмеримого моря и зеленеющей земли,
И необъятный океан, и крайние глубины преисподней,
И реки, и Понт безграничный, и все прочее,
Все бессмертные, блаженные боги и богини,
Все, что произошло и часто после имеет произойти,
Все это в лоне Зевса вместе соединилось.»
Теперь, кратко суммируя и итожа два выше упомянутых мифа, я считаю себя вправе сказать:
Эволюционный скачок, пролегающий между строением ССС Рыб и Человека, символизирует переход от существа, «пресмыкающегося перед внешним хаосом («водами над твердью»)», к существу «богообразному» (принявшему-вместившему внутри себя и «силу Фанеса перворождённого», и всё «строение мира»).
Интериоризация (перемещение внутрь) «внешних вод», которая (биосимвольно) соответствует наличию у человека малого круга кровообращения, по меньшей мере, потенциально делает человека «богоравным». Воистину, «Царство Божие внутри нас»! Как «Водонос» человек уже носитель «всего Творения» и всех возможных «Его судеб».
Уже по одному тому факту, что каждый человек имеет в себе образ 8-мира, он способен «осилить» все «иерархически расположенные ступени интеллигенции» во всех аспектах (по А.Ф.Лосеву – см. «Философию имени») «ума», «воли» и «чувства».
Водолейская «переполюсация» мировоззрения, «стучащаяся в дверь современности», настоятельно требует человекоцентрированной же реорганизации всех аспектов общественной жизни на Земле. И сам Всепланетарный Социум должен, наконец-то, превратиться в подобие Живого и Разумного Человеческого Организма (обязательно 8-мир!) со зримым и понятным каждому (явным-явленным) «всеблагим» и «всёдарящим» Центром-Творцом-Сердцем-Солнцем…
Наверное, если бы у меня «совпадали желания и возможности» углубляться в «сравнительную биологию», я мог бы добавить что-то ещё о «биосимвольных» особенностях «переходных форм» и тем самым «увеличить индекс популярности» данной статьи. Но… кое-что мне кажется более важным сегодня.
Более 50 лет назад Даниил Андреев писал:
«На горьком опыте человечество убеждается уже и теперь, что ни те социально-экономические движения, шефство над которыми берёт голый рассудок, ни достижения науки сами по себе не в состоянии провести человечество между Харибдой и Сциллой – тираниями и мировыми войнами. Хуже того: новые социально-экономические системы, приходя к господству, сами облекаются в механизмы политических деспотий, сами становятся сеятелями и разжигателями мировых войн. Наука превращается в их послушную служанку, куда более послушную и надёжную, чем была церковь для феодальных владык. Трагедия коренится в том, что научная деятельность с самого начала не была сопряжена с глубоко продуманным нравственным воспитанием. К этой деятельности допускались все, независимо от уровня их нравственного развития. Неудивительно, что каждый успех науки и техники обращается теперь одной стороной против подлинных интересов человечества. Двигатель внутреннего сгорания, радио, авиация, атомная энергия – всё ударяет одним концом по живой плоти народов. А развитие средств связи и технические достижения, позволяющие полицейскому режиму контролировать интимную жизнь и сокровенные мысли каждого, подводят железную базу под вампирические громады диктатур.
Таким образом, опыт истории подводит человечество к пониманию того очевидного факта, что опасности будут предотвращены и социальная гармония достигнута не развитием науки и техники самих но себе, не переразвитием государственного начала, не диктатурой «сильного человека», не приходом к власти пацифистских организаций социал-демократического типа, качаемых историческими ветрами то вправо, то влево, от бессильного прекраснодушия до революционного максимализма, – но признанием насущной необходимости одного-единственного пути: установления над Всемирной Федерацией государств некоей незапятнанной, неподкупной высокоавторитетной инстанции, инстанции этической, внегосударственной и надгосударственной, ибо природа государства внеэтична по своему существу.» (см. Даниил Андреев, Роза Мира)
Замечу «в скобках», что только по недоразумению, как мне кажется, один из самых продвинутых миссионеров Православного Христианства Андрей Кураев может «не признавать» значения и значимости Вести Даниила Андреева, переданной им современному человечеству в «Розе Мира» (видите ли, об апостоле Павле Даниил Андреев говорит «как-то не так» и «что-то не то»). Окончательную расстановку «точек над и», конечно и как всегда, сделает «суд времени». На мой же, пока никем и ни на какой конкурс не номинированный, взгляд, издание и массовое прочтение «Розы Мира» является, может быть, единственным пока «оправданием» «горбачёвского периода» в истории России. «Роза Мира» привела в Православные Храмы людей больше, чем все «проповеди» и «запреты» периода «атеитизации». И продолжает приводить, и не только… «Роза Мира» поднимает Идеал Православного Служения на «новую высоту» и «подвигает» Православие быть Центральным Звеном в актуальном процессе «эпохальной мировоззренческой переполюсации».
В том, что глобальная надгосударственная инстанция сегодня уже имеется в «облике» корпоратократии, легко убедиться, ознакомившись хотя бы с коротенькой статьёй из Википедии. Вряд ли кому-то из здравомыслящих людей покажется, что «это» – «инстанция этическая». Означает ли этот факт, что «угроза всечеловеческой тирании» беспрецедентно возросла и приблизилась? Безусловно, да! Но означает ли этот факт, что Дело «Розы Мира» безвозвратно обессмыслено и безнадёжно? Ни в коем случае! Поспешать, однако, с национальным и всемирным оформлением «Лиги преобразования сущности государства» причин более, чем достаточно.
Сегодня (15.10.2012) новостные ленты пестрят заголовками типа: «Партия «Правое дело» обвинила «белоленточников» в провале прошедших выборов и в дискредитации всей оппозиции». Межпартийные «разборки», заключающиеся в спорах за «право называться оппозицией» и в навешивании новых ярлыков на оппонентов («белоленточники», «виртуальные политические шарлатаны»…), вкупе с «апатией» избирателей, свидетельствуют о том, что в России сегодня (пока, надеюсь) нет Партии Нового Типа, которую Даниил Андреев называет «национальной партией Всемирной религиозной и культурной реформы» и основной целью которой является не «приход к власти» как таковой, а установление «этического контроля над деятельностью государства». Общественное движение «Суть Времени», как мне кажется и на что я надеюсь, в самом близком будущем оформит «такую партию».
Современные мифы, «сочиняемые» носителями мировоззрения Рыб и Водолея, противостоят друг другу как антиподы в полном соответствии с «биосимволами».
В качестве примера «рыбьей» мифологизации действительности я привожу такую цитату из А. Ф. Лосева:
«…и мы замечаем, как в основе каждой культуры лежат те или другие мифы, разработкой и проведением которых в жизнь и является каждая данная культура. Что в основе языческой или христианской культуры лежит определенный цикл опытно открытых мифов, об этом едва ли кто-нибудь будет спорить. Но, конечно, станут все спорить, что какая-то мифология лежит в основе новоевропейской культуры, наиболее оригинальным и своеобразным достижением которой является материализм и вообще позитивизм. Однако под мифом я понимаю не совсем то, что мыслится обычно под этим понятием. Обыкновенно полагают, что миф есть басня, вымысел, фантазия. Я понимаю этот термин как раз в противоположном смысле. Для меня миф — выражение наиболее цельное и формулировка наиболее разносторонняя — того мира, который открывается людям и культуре, исповедующим ту или иную мифологию. Точная формула мифа, как мы видели, это — эйдос, данный как интеллигенция. Поэтому сказать, что механическая вселенная есть миф, это так же необидно для материалиста, как необидно для древнего грека сказать, что его одушевленная и наполненная духами и душами вселенная есть тоже миф. Словом, миф есть наиболее реальное и наиболее полное осознание действительности, а не наименее реальное, или фантастическое, и не наименее полное, или пустое. Для нас, представителей новоевропейской культуры, имеющей материалистическое задание, конечно, не по пути с античной или средневековой мифологией. Но зато у нас есть своя мифология, и мы ее любим, лелеем, мы за нее проливали и будем проливать нашу живую и теплую кровь.
Мир без конца и предела, без формы и охвата; мир, нигде не кончающийся и пребывающий в абсолютной тьме межзвездных пространств; мир, в котором пребывает вечно неизменная температура в 273° ниже нуля; мир, состоящий из мельчайших атомов, различных между собою лишь в количественном отношении и вечно двигающихся по точнейшим и абсолютнейшим законам, создавая нерушимую и железную скованность вечного и неумолимого механизма; мир, в котором отсутствует сознание и душа, ибо все это — лишь одна из многочисленных функций материи наряду с электричеством и теплотой, и только лишь своекорыстие людей приводит нас к тому, что мы начинаем верить в какую-то душу, которой реально нет, и в какое-то сознание, которое есть пустой вымысел и злостная выдумка; мир, в котором мы — лишь незаметная песчинка, никому не нужная и затерявшаяся в бездне и пучине таких же песчинок, как и наша земля; мир, в котором не на кого надеяться, кроме как на свои руки, и в котором никто о нас не позаботится, кроме нас самих; мир в котором все смертно и ничтожно, но велико будущее человечества, воздвигаемое как механистическая и бездушная вселенная, на вселенском кладбище людей, превратившихся в мешки с червяками, где единственной нашей целью должно быть твердое и неукоснительное движение вперед против души, сознания, религии и проч. дурмана, мир-труп, которому обязаны мы служить верой и правдой и отдать свою жизнь во имя общего: я спрашиваю, разве это не мифология, разве это не затаенная мечта нашей культуры, разве мы можем умереть, мы, новая Европа, не положивши свои кости ради торжества материализма? Нет, мы верим в нашу материю, поклоняемся и служим ей, и никто не вправе отнять ее у нас. Мы столько положили труда и усилий, чтобы спасти материю, и легко вам, идеалистам, не пострадавшим за материю, «критиковать материализм»! Нет, вы пойдите-ка пострадайте вместе с нами, а потом мы посмотрим, повернется ли язык у вас критиковать нас и нашу материю.» (см. А.Ф.Лосев, Философия имени)
На мой взгляд «импотентного» потребителя информационной продукции, всё, что сегодня транслируется из «ящика» и других СМИ, на 90% представляет собой «мифотворчество» Рыб.
Основные «лейтмотивы» мифов Водолея:
1) История Большого Человека только начинается.
2) Безусловный примат общечеловеческой морали над «корпоративной этикой».
3) «Социальный паразитизм» (в значении, употребляемом академиком Николаем Левашовым), хотя и является болезнью хронической и запущенной, но эта болезнь принципиально излечима.
На этом я беру сегодня паузу, подчиняясь законам «мира феноменов».
До новых встреч – Лео Шарк